Работодатель должен выдавать бывшему работнику характеристику при возникновении у него такой необходимости.
Обоснование вывода: Статья 62 ТК РФ устанавливает, что по письменному заявлению работника работодатель обязан не позднее трех рабочих дней со дня подачи этого заявления выдать работнику копии документов, связанных с работой (копии приказа о приеме на работу, приказов о переводах на другую работу, приказа об увольнении с работы; выписки из трудовой книжки; справки о заработной плате, о начисленных и фактически уплаченных страховых взносах на обязательное пенсионное страхование, о периоде работы у данного работодателя и другое). Копии документов, связанных с работой, должны быть заверены надлежащим образом и предоставляться работнику безвозмездно. Согласно части четвертой ст. 84.1 ТК РФ в день прекращения трудового договора работодатель обязан выдать работнику трудовую книжку и произвести с ним расчет в соответствии со ст. 140 ТК РФ. По письменному заявлению работника работодатель также обязан выдать ему заверенные надлежащим образом копии документов, связанных с работой. Статья 62 ТК РФ среди копий прочих документов, которые должен выдать работодатель, указывает приказ об увольнении с работы и справку о периоде работы у данного работодателя. Если исходить из того, что работодатель обязан выдавать копии документов, связанных с работой, только лицам, с которыми у него существуют трудовые отношения в текущий момент, и эта обязанность прекращается с момента увольнения работника, то получится, что указание в ст. 62 ТК РФ на обязанность работодателя выдать приказ об увольнении и справку о периоде работы в течение трех дней с момента подачи заявления бессмысленно. В связи с этим мы полагаем, что, по смыслу ст. 62 ТК РФ, работодатель должен выдавать документы, связанные с работой, в течение трех рабочих дней как лицам, с которыми у него имеются действующие трудовые договоры, так и тем, с которыми трудовые договоры уже прекращены. Трудовым кодексом РФ, иными федеральными законами, указами Президента, постановлениями Правительства предоставление характеристик с прежнего места работы при заключении трудового договора (служебного контракта) не предусмотрено. Вместе с тем нормативными актами может быть предусмотрено, что замещению определенных должностей предшествует конкурс. Например, это возможно при замещении должности муниципальной службы в муниципальном образовании. Порядок проведения конкурса на замещение должности муниципальной службы устанавливается муниципальным правовым актом, принимаемым представительным органом муниципального образования (ст. 17 Федерального закона от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации"). В свою очередь, существуют муниципальные правовые акты, предусматривающие предоставление на конкурс характеристики с прежнего места работы (смотрите, например, ст. 12 Положения о муниципальной службе в муниципальном образовании "Боровский район", утвержденного постановлением Боровского районного Собрания от 24 февраля 1998 г. N 16, п. 3 ст. 2 Положения о порядке проведения конкурса на замещение вакантной муниципальной должности муниципальной службы в городе Димитровграде Ульяновской области, утвержденного решением Совета депутатов города Димитровграда от 22 февраля 2006 г. N 26/312). На муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о муниципальной службе (часть седьмая ст. 11 ТК РФ). Поэтому требование о предоставлении характеристики с прежнего места работы для участия в конкурсе на замещение должности муниципальной службы не будет нарушением ст. 65 ТК РФ. Президиум Верховного Суда РФ в постановлении от 14 октября 1998 г. N 130-ПВ98 пришел к выводу, что в ситуации, когда в силу установленного порядка для решения вопроса о замещении конкретной должности гражданину необходимо наличие характеристики с прежнего места работы, право гражданина на получение такой характеристики основано на ст. 37 Конституции РФ, гарантирующей обеспечение каждому возможности свободного выбора рода деятельности, и на ст. 45 Конституции РФ, гарантирующей государственную защиту прав и свобод человека и гражданина и устанавливающей, что каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом. Получение гражданином характеристики с предыдущего места работы является одним из условий его поступления на другую работу и, таким образом, должно рассматриваться как один из способов реализации и защиты его права на труд. В связи с этим отказ работодателя выдать такую характеристику не может рассматриваться иначе, как не соответствующее нормам федерального законодательства о труде ограничение права работника на свободный выбор рода деятельности и профессии. Указанное постановление было вынесено Президиумом Верховного Суда РФ в период действия ст. 40 КЗоТ РФ, которая предусматривала обязанность работодателя выдавать работнику справку о работе на данном предприятии. Президиум пришел к выводу, что характеристика по существу является той же справкой о работе, но составленной в более развернутом виде. В ст. 62 ТК РФ, как мы уже указывали, справка о работе также присутствует. На основании этого мы полагаем, что изложенный в постановлении подход актуален и в настоящее время. Поэтому, если бывшему работнику для трудоустройства потребовалась характеристика, он вправе на основании ст. 37, ст. 45 Конституции РФ, ст. 62 ТК РФ потребовать от бывшего работодателя выдачи характеристики, а тот не вправе отказать работнику в ее выдаче. Поскольку характеристика выдается по прежнему месту работы (то есть работодателем), по нашему мнению, увольнение непосредственного руководителя работника не является препятствием для выдачи характеристики.
|